2.10.2012

ქეთი ქანთარია,ტფილისის მიზგითები:

წყარო: http://www.chechen.org/page,17,393-zhurnal-chast.html
Историко-культурный журнал "PROMETHEUS" №5
26 апреля 2010 |
Мечети города Тбилиси

Кети Кантариа (Тбилиси, Грузия)
Первое мусульманское население в Тбилиси появляется с 8-го века, вскоре после того как город был взят арабскими завоевателями, и с тех пор оно становится неотъемлемой частью города, его особого духа и колорита.
По сведениям историков, в средние века в Тбилиси было семь мечетей. До двадцатого века из них сохранилось только две – одна, суннитская, на улице Ботанической, ведшей подъемом к ботаническому саду города – в сравнительно хорошо сохранившейся старой части Тбилиси, и другая, шиитская, так называемая Голубая Мечеть, построенная в 1522 году на скалистом возвышении над рекой Мтквари (Кура), вблизи знаменитого Метехского храма, ставшего своебразной визитной карточкой города. Мечеть была построена шахом Сулейманом ( по другим сведениям – шахом Тахмасибом) на месте предварительно разрушенной персами грузинской церкви. По другим сведениям, мечеть называли по имени Шах-Исмайла, также мечетью Шаха Абаса. По мнению грузинского историка Платона Иоселиани это была первая мечеть в Тбилиси, однако учитывая историю города, это сведение выглядит не очень убедительно. В 17-ом веке мусульманским царем Картлииского царства, Ростомом было воздвигнуто несколько мечетей, одна из них якобы считалась важным культовым сооружением для всего мусульманского Востока, но не одна из этих мечетей не сохранилась до наших дней.

 Шиитская мечеть в Тбилиси. Работа русского художника Никонора Чернецова. 20-30ые годы 19-го века.

Шиитская мечеть. Работа итальянского художника Луйджи Премацци
 Голубая Мечеть простояла до середины двадцатого века и была разрушена по личному указу Лаврентия Берия. Причиной тогда приводилось, что мусульманские народы города, большей частью азербайджанцы, страстно вовлечены в строительство коммунизма и в лишней мечети не нуждаются. Примерно в такой форме был задан вопрос азербайджанскому коммунисту Нариману Нариманову, и тому не хватило духу возразить Берия. Также якобы градостроители посчитали, что Мечеть в данном месте мешала стройтельству нового моста, которое только начиналось, а так же власти посчитали снос мечети верным способом искоренения шиитского обряда Шахсей-Вахсей, сопровождающегося самоистязанием бичами. Пишут, что в те годы было несколько случаев с смертельным исходом среди участников процессии. Но вероятнее всего место было слишком видным и мечеть раздражала глаз грузинских партийных деятелей, которые не чурались решать судьбу грузинских церквей подобным же образом. Удалось сохранить только изразцы покрытия минарета, они хранятся в отделе Востока в Музее Искусств Грузии.

Историко-культурный журнал "PROMETHEUS" №5
Мечеть стояла довольно близко от реки Мтквари и по воспоминаниям современников, в весенний период, когда набережная не была еще построена, вода подходила к мечети настолько близко, что со входа можно было различить в ней рыбу, а переливы волн отдавали чудными бликами на сводах мечети.

alt
Об остальных мечетях – кто и когда их построил, точное их местонахождение – мало что известно. Естественно, все они должны были быть построенны в чертах исторического города того времени, город же с 19-го года начинал особо разростать в правую сторону от старой ее части.
Занимательна история еще одной мечети, по улице Гоми, что находится в левом краю убана (район) Сололаки, на граничащей с более старой частью города. Здесь, в нескольких десятках метров от старого Вифлиемского храма по сей день сохранены полуразрушенные остатки построения, которое считается одним из старых зороастрических храмов. Было оно воздвигнуто в период правления Вахтанга Горгасали (V век), царя, основавшего столицу.


Историко-культурный журнал "PROMETHEUS" №5

Останки суннитской мечети в Тбилиси, построенной осмалами в 20-ых годах 18-ого века на основании Атешги.
в 20-30-х годах 18-го века на основании этого зороастрического храма османы построили ( есть две версии – они целиком разрушили храм, и второе – сделали надстройку) суннитскую мечеть, которая простояла совсем недолго, и была разрушена в вскоре, в 40-ых годах 18-ого персами (Таким образом, в городе, переходящем втечении нескольких веков от персов к османам, от османов к персам, а от одного из завоевателей – опять в руки грузинских правителей, мечети сносились большей частью представителями враждующих мусульманских направлении, и если бы не это традиционное противоборство, в городе сохранилось бы больше мечетей.)
Построение, которое когда-то служило культовым местом огнепоклонникам, называлось Атешга (athesh-gah – ,,храм огня,,, перс.). Находится оно в конце узкого лесничатого подъема, частично - в чертах частного двора, с наружи его довольно трудно рассмотреть.
Кроме этого, в архиве знаменитого русского придворного фотографа, Прокудина-Горского имеется работа, датированная 1905 годом, когда он объездил несколько регионов Российской империи и Кавказ в том числе. На фотографии изображена мечеть, построенная из выженного кирпича, над ней возвышается минарет внушительных размеров. По Прокудину-Горскому, а возможно лицу, состовляющего каталоги его работ, мечеть находилась в Харпухи, Тбилиси, в одном из старых убанов города. Это единственное упоминание данной мечети, не известно, была ли она суннитской или шиитской, кем и когда была построена. Некоторые склонны считать, что автор допустил ошибку, и фото сделано не в Тбилиси, или же мечет была разрушена, что очевидно, так как в исторических чертах харпухи не сегодняшний день не сохранилось ни одной мечети.

Вот эта фотоография
 Историко-культурный журнал "PROMETHEUS" №5
По всей Грузии количество душ исповедовавших Ислам превышает 500 000, есть и более внушительные данные. На сегодняшний день в Грузии функционирует 200-250 мечетей, в основном на територии Панкисского ущелья ( кистинцы), и южной грузии, местах компактного проживания азербайджанцев – Болнисском, Марнеульском и Дманисском районах, а также в провинции Аджария, где среди населения преобладают мусульмане-сунниты.

Единственная мечеть в Тбилиси, которая по иронии также называется главной мечетью города – суннитская.


Историко-культурный журнал "PROMETHEUS" №5
Сунниткая мечеть Тбилиси на улице Ботанической.

Она, также как и мечеть на Гомской улице была построена турками в 1723-1735 годах, а в середине века снесена по приказу вторгешося в Тбилиси Надир Шаха. В 1846-1851 годах мечеть была восстоновлена по проекту архитектора Скудиери. Восмигранный минарет мечети возвышается над старым Абанотубани и с разныых ракурсов воспринимается по разному. Строили ее казанские татары, посему мусульмане называют ее еще и ,,Казан-татара,,.
Мусульмане шииты и суиты молятся там вместе. С 50-х до 90-их годов их разделали шторы, В 1996 году в мечети был назначен новый Имам-хатыб, марнеульский азербайджанец, шиит Али Алиев, который также являлся полноценным представителем кавказских мусульман в Грузии. По его приказу в мечети сняли и это преграждение. С тех пор шииты и сунниты намаз стали совершать вместе.
В мечети иерархические ступени разделены между шиитами и суннитами. Духовный наставник суннитов - дманисский азербайджанец Иасин Алиев, Мола — тбилисский азербайджанец Вагиф Акперов. Духовное образование он получил в тбилисском медресе, которое в советский период функционировало неофициально. А сегодня его существование приняло официальную форму. В медресе преподают отделные богослужебные предметы. Среди учителей есть и приглашенный из Ирана педагог. Учитывая это легко догадаться, что в медресе обучение идет в основном по линии шиизма, подчиняется же тбилисская мечеть азербайджанскому муфтиату.
Считается что это редкая мечеть в мире, которую сунниты и шииты делят с миром и вместе совершают богослужение. Также считается, что это обусловлено веротерпимым духом города Тбилиси.

alt
Веротерпимость возможно действительно была присуща этому городу. В начале 12-ого века, когда Давид IV Возобновитель ( по другому Строитель ) освободил город от мусульманских завоевателей, он взял мусульман города под собственное покровительство. Царь Давид особо благоволел к мусульманским ученным, мистикам и философам, жившим в ту пору в Тбилиси. ,,Здесь, в Грузии царь Давид окружил мусульманских ученных, богословов и суфиев такой честью, какой они не удсуживались у самих мусульман,, - писал в 12-ом веке арабский историк Ахмад Аль-Фарик. Эти люди составляли тогда интелектуальную элиту города и вносили свою лепту в развитии грузинской культуры и науки. Считается, что одна из древних обсерватории в мире, построенная арабами, находилась поблизости уже упомянутого зороастрического храма Аташга. Пришедший несколько веков спустя вместе с персидскими завовоевателями историк отмечал, что ,, мусульманину в Тбилиси живется лучше чем в самом Багдаде,,.
В местах более или менее компактного проживания мусульман по указанию царя Давида запрещалось иметь среди домашнего скота свиней, а в особенности резать их: для этого в городе было отведены специальные места.


Историко-культурный журнал "PROMETHEUS" №5
Возможно, лучшим тэстом на веротерпимость был бы не факт, что в городе шииты и сунниты молятся вместе, а разрешение построить им хотя бы одну еще одну мечеть, позволив им самим решать, кто где пердпочитает молиться, а не довольствоваться неизбежностью. Было бы еще интереснее, еслиб по сохраниышимся рисункам и фотографиям была восстановлена голубая мечеть, разрушенная в 50-ых годах, насколько возможно близко от места его построения. Наверняка истинные радетели за дух города приняли это решение с энтузиазмом.

Кети Кантария специально для журнала "PROMETHEUS"

No comments: