"Цвет в живописи, по словам св. Иоанна Дамаскина, влечет к созерцанию и, как луг, услаждая зрение, незаметно вливает в мою душу божественную славу".
В иерархии цвета первое место занимает золотой. Это одновременно цвет и свет. Золото обозначает сияние Божественной славы, в которой пребывают святые, это свет нетварный, не знающий дихотомии "свет - тьма". Золото - символ Небесного Иерусалима, о котором в книге Откровений Иоанна Богослова сказано, что его улицы "чистое золото и прозрачное стекло" (Откр. 21.21). Наиболее адекватно этот удивительный образ выражается через мозаику, которая передает единство несовместимых понятий - "чистое золото" и "прозрачное стекло", сияние драгоценного металла и прозрачность стекла. Поразительны мозаики Св. Софии и Кахрие-Джами в Константинополе, Св. Софии Киевской, монастырей Дафни, Хозиос-Лукас, св. Екатерины на Синае. Византия и домонгольское русское искусство использовали многообразие мозаики, сияющей золотом, играющей светом, переливающейся всеми цветами радуги. Цветная мозаика, так же как и золотая, восходит к образу Небесного Иерусалима, который построен из драгоценных камней (Откр. 21.18-21).
Золото в системе христианской символики занимает особое место.
Золото принесли волхвы родившемуся Спасителю (Мф. 2.21).
Ковчег Завета древнего Израиля был украшен золотом (Исх. 25).
Спасение и преображение человеческой души также сравнивается с золотом, переплавленным и очищенным в горниле (Зах. 13.9).
Золото как самый драгоценный материал на земле служит выражением наиболее ценного в мире духа.
Золотой фон, золотые нимбы святых, золотое сияние вокруг фигуры Христа, золотые одежды Спасителя и золотой ассист на одеждах Богородицы и ангелов - все это служит выражением святости и принадлежности к миру вечных ценностей.
С утратой глубинного понимания смысла иконы золото превращается в декоративный элемент и перестает восприниматься символически. Уже строгановские письма используют золотую орнаментику в иконописании, близкую к ювелирной технике. Мастера Оружейной палаты в XVII веке применяют золото в таком изобилии, что икона нередко становится в буквальном смысле драгоценным произведением. Но эта изукрашенность и позолота акцентируют внимание зрителя на внешней красоте, великолепии и богатстве, оставляя духовный смысл в забвении.
Эстетика барокко, господствующая в русском искусстве начиная с конца XVII века, совершенно меняет понимание символической природы золота: из трансцендентного символа золото становится сугубо декоративным элементом. Церковные интерьеры, иконостасы, киоты, оклады изобилуют позолоченной резьбой, дерево имитирует металл, а в XIX веке применяют и фольгу. В конце концов, в церковной эстетике торжествует совершенно светское восприятие золота.
Золото было всегда дорогим материалом, поэтому в русской иконе золотой фон часто заменялся другими, семантически близкими цветами - красным, зеленым, желтым (охра).
Красный цвет особенно любили на Севере и в Новгороде. Краснофонные иконы весьма выразительны. Красный цвет символизирует огонь Духа, которым Господь крестит избранных Своих (Лк. 12.49; Мф. 3.11), в этом огне выплавляется золото святых душ. Кроме того, в русском языке слово "красный" означает "красивый", поэтому красный фон также ассоциировался с нетленной красотой Горнего Иерусалима.
Зеленый цвет употреблялся в школах Средней Руси - Тверской и Ростово-Суздальской. Зеленый символизирует вечную жизнь, вечное цветение, это также цвет Святого Духа, цвет надежды.
Охра, желтый фон - цвет, наиболее близкий по спектру к золотому, является подчас просто заменой золоту, как напоминание о нем.
К сожалению, с течением времени фон на иконах становится все глуше, как глуше становится человеческая память об изначальных смыслах, данных нам через зримые образы для постижения Образа Незримого.
Золото в своем роде единственный цвет, как едино Божество. Все остальные цвета выстраиваются по принципу дихотомии - как противоположные (белый - черный) и как дополнительные (красный - синий). Икона исходит из целостности мира в Боге и не принимает деление мира на диалектические пары, вернее, преодолевает, так как через Христа все ранее разделенное и враждующее соединяется в антиномическом единстве (Еф. 2.15). Но единство мира не исключает, а предполагает многообразие. Выражением этого многообразия и является цвет. Причем цвет очищенный, явленный в своей изначальной сущности, без рефлексий. Цвет дается в иконе локально, его границы строго определены границами предмета, взаимодействие цветов осуществляется на семантическом уровне.
Наиболее близким по семантике к золоту стоит белый цвет. Он также выражает трансцендентность и также является цветом и светом одновременно. Но применяется белый цвет гораздо реже золотого. Белым цветом пишутся одежды Христа (например, в композиции "Преображение" - "одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить", Мк. 9.3). В белые одежды облечены праведники в сцене "Страшный Суд" ("они... убелили одежды свои кровию Агнца", Откр. 7.13-14).
Белый цвет (он же - свет) - соединение всех цветов, символизирует чистоту, непорочность, причастность божественному миру. Ему противостоит черный как не имеющий цвета (света) и поглощающий все цвета.
Черный цвет, так же как и белый, употребляется в иконописи редко. Он символизирует ад, максимальную удаленность от Бога, Источника света (Блаженный Августин в "Исповеди" так обозначает свою оторванность от Бога: "И увидел Я себя делеко от Тебя, в месте неподобия").
Ад в иконе изображается обычно в виде черной зияющей пропасти, бездны. Но этот ад всегда побежден ("Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?", Ос. 13.14; 1 Кор. 15.55). Бездна разверзается под ногами Воскресшего Христа, стоящего на поломанных вратах адовых (композиция "Воскресение"/"Сошествие во ад"). Из ада Христос выводит Адама и Еву, прародителей, чей грех вверг человечество во власть смерти и рабство греху.
В композиции "Распятие" под Голгофским Крестом обнажается черная дыра, в которой видна голова Адама - первый человек, Адам, согрешил и умер, второй Адам - Христос, "смертью смерть поправ", безгрешный, воскрес, открывая всем выход из "тьмы в чудный свет" (1 Петр. 2.9). Черным цветом рисуется пещера, из которой выползает змий, поражаемый св. Георгием ("Чудо Георгия о змие").
В остальных случаях употребление черного цвета исключено. Например, контур фигур, на расстоянии кажущийся черным, на самом деле пишется обычно темно-красным, коричневым, но не черным. В преображенном мире нет места тьме, ибо "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1 Ин. 1.5).
Красный и синий цвет составляют антиномическое единство. Как правило, они выступают вместе. Красный и синий символизируют милость и истину, красоту и добро, земное и небесное, то есть те начала, которые в падшем мире разделены и противоборствуют, а в Боге соединяются и взаимодействуют (Пс. 84.11).
Красным и синим пишутся одежды Спасителя. Обычно это хитон красного (вишневого) цвета и синий гиматий. Через эти цвета выражена тайна Боговоплощения: красный символизирует земную, человеческую природу, кровь, жизнь, мученичество, страдание, но одновременно это и царский цвет (пурпур); синий цвет передает начало божественное, небесное, непостижимость тайны, глубину откровения. В Иисусе Христе эти противоположные миры соединяются, как соединены в Нем две природы, божественная и человеческая, ибо Он есть совершенный Бог и совершенный Человек.
Цвета одежд Богоматери те же - красный и синий, но расположены они в другом порядке: одеяние синего цвета, поверх которого красный (вишневый) плат, мафорий. Небесное и земное в ней соединены иначе. Если Христос - Предвечный Бог, ставший человеком, то она - земная женщина, родившая Бога. Богочеловечество Христа как бы зеркально отражено в Богоматери. Тайна Боговоплощения и делает Марию Богородицей.
Последняя ступень нисхождения Бога в мир есть первая ступень нашего восхождения к Нему, на этой ступени нас встречает Богородица. В сочетании красного и синего в образе Богородицы открывается еще одна тайна - соединение материнства и девства.
Сочетание красного и синего можно видеть в иконах, которые так или иначе касаются тайны Боговоплощения - "Спас в силах", "Неопалимая Купина", "Св. Троица" (подробно о семантике этих икон см. в других главах).
Красный и синий встречаются в изображении ангельских чинов. Например, нередко архангел Михаил изображается в таких одеждах, что передает символически его имя "Кто, как Бог". Красным цветом пылают образы серафимов ("серафим" - значит огненный), синим пишутся херувимы.
Красный цвет встречается в одеждах мучеников как символ крови и огня, приобщение жертве Христовой, символ огненного крещения, через которое они получают нетленный венец Царства Небесного.
"Цвет в живописи, по словам св. Иоанна Дамаскина, влечет к созерцанию и, как луг, услаждая зрение, незаметно вливает в мою душу божественную славу".
http://golos-obitely.prihod.ru/ikony_nashego_khrama/view/id/19417
Одесская и Измаильская митрополия, Измаильское благочиние
Свято-Константино-Еленинский Измаильский мужской монастырь
Главная › Культура › Символика цветов иконы
Символика цветов иконы
8 июня 2013 - Павел
В христианской иконографии шестого и седьмого веков был осуществлен большой шаг вперед по сравнению с предыдущими периодами.
В иконописи на века была утверждена символика цветов, которая стала непревзойденным достижением церковной живописи. Поскольку цвет объективно существует бессменным в своей физической сущности от первых вспышек солнца и пробуждение жизни на нашей планете, зависящий только от единственного своего распознавания — света. Однако для каждого цвет не является неизменным — его оценка, восприятие зависимые от уровня исторического, общественного и культурного развития человека, ведь это тот жизненный поток, которым наполнена его духовная и физическая жизнь. Ведь цвет не только вызывает большую радость (по словам Гете — М.В.), действуя каждым своим оттенком на нервные клавиши, он является источником эмоциональной активности и дополнительным стимулом познавательного процесса.
Среди всех цветов золотой самый популярный, который сам в себе несет приятный проблеск света, как и небесных лучей, пронизывая материальный мир, делает его светоносным. Система цветов для церковного искусства сформировалась из самой сути творчества художников, она основана на теории Дионисия о Божественном источнике света и цвета. Богословы и священнослужители, которые обычно составляли систему живописи на стенах храмов (каких святых надо рисовать, где и в каком порядке их нужно расположить), понимали, что материальными красками божественного света не передать, потому что он невидим. Но материальные вещи для того и существуют, чтобы ими можно было имитировать то, что закрыто для людей.
Золотая смальта применялась в искусстве, даже в христианском. Но в античных мозаиках золотые кубики смальты использовались ограниченно, для эффекта, или как акценты, не неся в себе какого-то символического содержания. Совсем другое дело в иконах и мозаиках христианских храмов. Золотистый цвет, продолжая нести в себе эстетическую нагрузку, еще в большей степени стал выразителем сокровенного содержания: образа небесного царства, который дает свой отблеск в святом храме. Чтобы отличить этот золотистый отблеск неба золота как возбудителя греховной страсти людей к богатству, церковные люди усилили золотистое сияние рядом световых эффектов.
Никакой другой цвет не мог выполнять такую важную роль — имитировать присутствие небесного сияния в храме, — как золотистый цвет. Поэтому этот цвет становится королевским во всей системе живописного оформления христианских святынь.
Второй цвет относительно полноты и богатства креста — это белый цвет. В светоносной и колористической системе св. Дионисия белый цвет приближается к золотому. В церковной живописи все белое использовалось для обозначения небесного сияния, которое превращает, очищает и освящает все земное и материальное. В эпоху св. Дионисия, когда христианский Восток еще не принял антропоморфных образов, белым цветом рисовались или излагались белыми кусочками мозаичной смальты символы и аллегории.
Многозначная символика красного цвета. Первый ряд значений красного построен на ассоциации с пламенем, которое св. Дионисий называет «Божественной энергией» и «животворным теплом». Огненная колесница пророка Илии, красный плащ на Архистратига Михаилу, который изгоняет дьявола с неба, красная туника Георгия Победоносца в момент прокалывания им змея, — так трактует сакральное искусство победную и жизненную основу красного цвета. Этот цвет оказывает сильное влияние на психику человека. Он не успокаивает, а возбуждает. Каждое красное пятно на иконе, мозаике или фреске, а даже на книжной миниатюре в рукописном кодексе немедленно привлекает к себе внимание и заставляет зрителя реагировать на него.
Синий цвет — мистический, он выражает большую тайну и непостижимость неба. Когда на смену мозаике пришла фреска, то синий фон начали активно использовать в композициях, где появлялись ангелы, святые, все жители не6а, находящихся в недоступных нашему воображению пространствах.
Пурпурный цвет — символ Божественного, царского достоинства воплощенного Бога — Иисуса Христа. Только образ Спасителя утвердился в церковной иконографии, как бы нижнюю одежду, хитон, церковные иерархи рекомендовали рисовать пурпурным, а верхнюю одежду, гиматий — голубым или зеленым.
Природа пурпурного цвета сложная: в ней соединены два цвета светового спектра: красный и фиолетовый или красный и синий. И что характерно: эти цвета совершенно противоположные, ими начинается и заканчивается колористический спектр света. Это очень напоминает Господа формулу Его самоопределения: Я Альфа и Омега, начало и конец. Таким образом, пурпурный цвет становится признаком полноты, начала и завершения.
Зеленый цвет очень близок по своему символическому значению к голубому, потому что он также был выражением земной благодати. Во времена
No comments:
Post a Comment