10.12.2012

ისევ და ისევ რომის ოქროს ხანაზე, მარკუს ავრელიუსზე და იმაზე რამაც დაღუპა რომის იმპერია:

"ცხოვრების ხელოვნება  ცეკვის კი არა ბრძოლის ხელოვნებაა. ის მოითხოვს მზაობას მოულოდნელისთვის და წარმოუდგენელისთვის და სიმტკიცეს". სტოიკოსების აზრით არ ჰქონდა მნიშვნელობა თუ რა საქმეს ირჩევს ადამიანი. მთავარია რომ ყველაფერში რასაც ის აკეთებს მან ისწავლოს კეთილშობილების, პასუხისმგებლობის, მოვალეობის გრძნობისა და ღირსების გამოვლენა. სტოიკოსები ამ თვისებებს თვლიდნენ ადამიანური მორალის ხერხემლად. ასწავლე მაგალითით და არა სიტყვებით, ამბობდნენ ისინი. ეს პრინციპი მარკუს ავრელიუსმა მთელი სიცოცხლე დაიმახსოვრა.


რომის იმპერატორის და ფილოსოფოსი სტოიკოსი მარკუს ავრელიუსის აფორიზმები:
1. არაა საჭირო გაუთავებელი ყბედობა იმაზე თუ როგორი უნდა იყოს ადამიანი, დროა ადამიანად გახდომა.
შურისძიების საუკეთესო ხერხია არ დაემსგავსო მტერს.


2. სულმოკლეობის უსაზიზღრესი სახეობაა საკუთარი თავის შეცოდება.

3. შეცვალე დამოკიდებულება იმისადმი რაც გაღელვებს და დაცული იქნები მისგან.

4. თუ რაღაც გეჩვენება ძალიან ძნელად არ იფიქრო რომ ეს სცდება ადამიანის შესაძლებლობის ფარგლებს. პირიქით, თუ კი ვინმეს შეუძლია ღირსეულად ქცევა ესე იგი ღირსეულად ქცევა შეგიძლია შენც.

5. გამოიჩინე ის თვისებები რომელთა გამოჩენაც შეგიძლია: გულწრფელობა, სერიოზულობა, გამძლეობა შრომაში, გულგრილობა სიამოვნებების მიმართ, მცირედით დაკმაყოფილების უნარი, კეთილგანწყობილება, გულწრფელობა, ზედაპირულობის ზიზღი, თავისუფლება ყალბი დიდსულოვნებისგან.

6. ყველა სიტყვა და საქციელი შეაფასე მათი ბუნების შესაბამისად, და ნუ გაბრკოლებს სხვა ადამიანთა ლანძღვა-გინება და მათი ნებისმიერი სიტყვა. სხვა ადამიანებს აქვთ თავისი განსაკუთრებული მიზეზები.

7. ადამიანები დაბადებული არიან იმისთვის რომ დაეხმარონ ერთმანეთს როგორც ხელი ეხმარება ხელს, ფეხი-ფეხს და ზედა ყბა-ქვედას.

8. ძალიანაც რომ მოინდომო შენს ცხოვრებას ვერ მოაშორებ კაცობრიობას. შენ ცხოვრობ კაცობრიობაში და მისთვის. ჩვენ ყველანი შექმნილი ვართ ურთიერთქმედებისთვის, როგორც ფეხები, ხელები, თვალები.

9. ერთი კეთილი საქმისთვის მეორე კეთილი საქმის ისე მჭიდროდ მიდება რომ მათ შორის არ დარჩეს არანაირი შუალედი. აი რას ვუძახი სიცოცხლით ტკბობას.

10. ვერც ერთი ადამიანი ვერაა ბედნიერი მანამდე სანამ არ ჩათვლის თავს ბედნიერად.

11. ცხოვრების ამოცანაა შინაგანი, გაცნობიერებული კანონის შესაბამისად ცხოვრება და არა უმრავლესობის მხარეს ყოფნა.

12. ზარალდება ჯიუტი შეცდომაში და უმეცრებაში.

13. არ დაკმაყოფილდე ზედაპირული ხედვით. არ უნდა გამოგეპაროს ყოველი საგნის თავისებურება და მისი ღირსება.

14. უსამართლობა არაა ყოველთვის დაკავშირებული რაღაც მოქმედებასთან. ხშირად სწორედ უმოქმედობაა უსამართლობა.

15. არ გააკეთო ის რასაც გმობს შენი სვინდისი და არ თქვა ის რაც არ შეესაბამება სიმართლეს. დაიცავი ეს უმთავრესი და შეასრულებ შენი ცხოვრების მთელ ამოცანას.

16. კარგი, კეთილგანწყობილი და გულწრფელი ადამიანის ცნობა თვალებით შეიძლება.

17. შურისძიების საუკეთესო ხერხია არ დაემსგავსო მტერს.

ვიღაცამ თუ შეურაცხმყო ეს მისი საქმეა, ასეთია მისი მიდრეკილება და ზნე.
მე ჩემი ზნე მაქვს, ისეთი როგორიც მომცა ბუნებამ, და ჩემს საქციელში მე დავრჩები ჩემი ბუნების ერთგული.

"ახალი აკროპოლისი"
ილია ბუზუკაშვილი

არკუს ავრელიუსი - ფილოსოფოსი ტახტზე 
//შემოკლებით//:
მარკუს ავრელიუსი იყო ძველი რომის კეისართა //ნერვა, ტრაიანი, ადრიანი და ანტონიუს პიუსი// დიდებული პლეადის უკანასკნელი წარმომადგენელი. მათი მმართველობა იქცა რომის ისტორიის "ოქროს ხანად." მაგრამ ეს უკვე იყო რომის იმპერის დიდების და სახელის მწუხრი და მკაცრმა სინამდვილემ ტრაღიზმის ანაბეჭდი დაამჩნია მის ყველა საქმეს.

საღამო დადგა და მალე ღამემ მოიცვა რომაული ბანაკი დუნაის ნაპირზე. უკვე დიდი ხანია რაც ჰაერში გაიფანტა ზამთრის ჰაერში ბრძანებათა გამცემ ოფიცერთა ხმები, საყვირის ხმები... ჯარისკაცებს ეძინათ. შორს მიდიოდა მორიგე კოცონები და კარავთა მწყობრი რიგები...

ის ელოდა ამ დროს რათა სამხედრო აურზაურით სავსე დღის შემდეგ დარჩენილიყო მარტო საკუთარ თავთან, თავის აზრებთან და მოგონებებთან...

დღიურები:
დრომ თითქმის წაშალა ისტორიის ფურცლებიდან ფილოსოფოსი-იმპერატორის საქმეები,მაგრამ დატოვა მისი ნააზრევის წიგნი რომელიც იქნებოდა პასუხი მისი მასწავლებელი და მეგობარი ეპიკტეტის ემოციურ მოწოდებაზე "დაე რომელიმე თქვენგანმა მაჩვენოს სული ადამიანისა ვისაც სწყურია ერთიანობა ღმერთთან,ვინც თავისუფალია მრისხანებისგან, ეჭვისგან და შურისგან-ის ვისაც //და რატომ უნდა დავმალო ჩემი აზრი?// სწყურია თავისი ადამიანობის გარდაქმნა ღვთაებრივობად და ვინც,თავის საწყალ სხეულში მყოფმა,მიზნად დაისახა ღმერთთან შეერთება".

დღეს მარკუს ავრელიუსის წიგნის კითხვისას ძნელი წარმოსადგენია რომ მორალის ფილოსოფიის ეს მარგალიტები იქმნებოდა საველე სალაშქრო კარვებში და ღამის ხანმოკლე დასვენებისგან მოტაცებულ საათებში.

და რამდენი თაობა რამდენ ქვეყანაში გაიზარდა ამ წიგნზე...

სულ ექვსი წლის მარკუსში დაინახა იმპერატორმა ადრიანმა რომის მომავალი დიდი მმართველი.

იმპერატორის აზრები... არა სხვების დარიგება არამედ რჩევები საკუთარ თავს, უბრალოები, ბუნებრივები, მოკრძალებულები და სულაც დაუძველებელ-დაუბერებლები დროთა მანძილზე. მარკუს ავრელიუსს არასდროს არ მოუნდომებია ვიღაცის გამოსწორება. ამიტომაა ესოდენ გულწრფელი მისი დღიურის სტრიქონები.

ეს გულწრფელობა განსაკუთრებულ აზრს სძენს ყველაფერს რაც ვიცით მარკუს ავრელიუსის, ტახტზე მყოფი ფილოსოფოსის შესახებ.

სტოიკოსთა მოწაფე:
"ღმერთებს უნდა ვუთხრა მადლობა იმისთვის რომ ჩემი ხელმძღვანელი იყო მეფე და მამა რომელსაც უნდა ჩემში ყოველგვარი პატივმოყვარეობის და ამაოების სიყვარულის აღმოფხვრა და ჩაგონება აზრისა რომ კარზეც შეიძლება ცხოვრება მცველთა, მდიდრული სამოსის, ჩირაღდნების, ქანდაკებების და მსგავსი პომპის გარეშე, კერძო ადამიანის ცხოვრებასთან ახლო ცხოვრებით ცხოვრება და უკვე ამიტომ სერიოზული ყურადღების მიქცევა მმართველის მოვალეობებისთვის.... ეს სიტყვები მარკუს ავრელიუსმა მიუძღვნა თავის აღმზრდელ მამასა და მასწავლებელს, იმპერატორ ანტონიუს პიუსს. ისინი ერთმანეთს შეხვდნენ თვითონ განგების ნების შესაბამისად...."
    
მარკუს ავრელიუსი დაიბადა 121 წელს  წარჩინებულ რომაელთა ოჯახში და მას დაარქვეს ანიუს სევერი.
                
ძალიან მალე მშვიდი და ასაკისთვის შეუფერებლად სერიოზული ანიუსი შეამნია თვითონ იმპერატორმა ადრიანემ რომლის ინტუიციამ და გამჭრიახობამ მას ბავშვში დაანახა რომის მომავალი დიდი მმართველი.
             
ანიუს ვერს უსრულდება 6 წელი და ადრიანი ანიჭებს მას მხედრის საპატიო წოდებას და ახალ სახელს - მარკუს ავრელიუს ანტონინ ვერი.
       
ადრიანემ დაინახა ბიჭის გამორჩეული სიმართლის მოყვარეობა და უწოდა მას არა უბრალოდ ვერი არამედ ვერისიმუსი - ყველაზე სამართლიანი.
                     
ძველი ტრადიციის თანახმად რომის კეისარს შეეძლო ხელისუფლების გადაცემა არა ფიზიკური მემკვიდრისთვის არამედ იმისთვის ვისაც თვლიდა სულიერ მიმდევრად. ადრიანის სურვილის შესაბამისად მისი მემკვიდრე ანტონინ პიუსი იშვილებს მარკუს ვერუსს რათა შემდეგ გადასცეს მას ხელისუფლება.  
             
მარკუს ავრელიუსის ახალგაზრდობა გადის იმპერატორის სასახლეში პალატინის ბორცვზე. მას ასწავლიან ცნობილი ფილოსოფოსები - ფრონტონი, აპოლონიუსი, იუნიუს რუსტიკუსი... ერთხელ რომელიღაც მათგანი მარკუსს აჩუქებს ეპიკტეტის "საუბრებს". ეს წიგნი და მასწავლებელთა გაკვეთილები მას აქცევენ სტოიკოსად. 
            
სტოიკოსების აზრით არ ჰქონდა მნიშვნელობა თუ რა საქმეს ირჩევს ადამიანი. მთავარია რომ ყველაფერში რასაც ის აკეთებს მან ისწავლოს კეთილშობილების, პასუხისმგებლობის, მოვალეობის გრძნობისა და ღირსების გამოვლენა. სტოიკოსები ამ თვისებებს თვლიდნენ ადამიანური მორალის ხერხემლად. ასწავლე მაგალითით და არა სიტყვებით, ამბობდნენ ისინი. ეს პრინციპი მარკუს ავრელიუსმა მთელი სიცოცხლე დაიმახსოვრა.

მარკუსი 17 წლისა იყო როდესაც ანტონინუს პიუსი გახდა რომის მმართველი, ახალი იმპერატორი ღირსეულად განაგრძობს წინამორბედთა, ნერვას, ტრაიანის და ადრიანის საქმეს.
           
მათ ხანას არაფერი ჰქონდა საერთო რომის წინა გარყვნილი და სასტიკი კეისრების ხანასთან.
          
ფილოსოფოს იმპერატორებს არ უნდოდათ ძალაუფლება ძალაუფლების გულისთვის.  თავის მოვალეობას ისინი ხედავდნენ სახელმწიფოს ინტერესების საუკეთესოდ სამსახურს რიტორიკისა და ფუფუნების გარეშე. 
      
ანტონინუს პიუსისგან ახალგაზრდა სწავლობს პოლიტიკურ ხელოვნებას და მორალს, მებისმიერი კონფლიქტების და წინააღმდეგობების ბრძნულად გადაწყვეტას.
ანტონინუსი თავის მხრივ სრულად ენდობა აყვანილ შვილს, ხდის მას თანამმართველად და აძლევს მას ხელისუფლების მთელი პასუხისმგებლობის გაზიარების საშუალებას.
            
მათი ურთიერთობა გაჟღენთილია ღრმა ურთიერთგაგებით, რასაც კიდევ უფრო განამტკიცებს მარკუს ავრელიუსის ქორწინება იმპერატორის ასულ ფაუსტინაზე. 
                 
ანტონინუს პიუსის მმართველობა იყო უნიკალური პერიოდი რომის ისტორიაში. არავინ არღვევდა უზარმაზარი იმპერიის გარე საზღვრებს. მშვიდობა და თანხმობა სუფევდა უზარმაზარი იმპერიის საზღვრებს შიგნით.

 ფილოსოფოსების სამეფო:    
"პატივი მიაგე ღმერთებს და იზრუნე ადამიანთა კეთილდღეობაზე. სიცოცხლე მოკლეა. მიწიერი ცხოვრების ერთადერთი ნაყოფია ღვთისმოსავი განწყობილება და საერთო, საზოგადო კეთილდღეობის შესაბამისი მოღვაწეობა".
           
40 წლის მარკუს ავრელიუსი იმპერატორი ხდება 161 წელს. ერთი რომაელი ისტორიკოსის თქმით. ის ავლენდა განსაკუთრებულ ტაქტს ყველა იმ შემთხვევაში როდესაც საჭირო ადამიანთა შეკავება ბოროტებისგან ან სიკეთის ქმნისკენ წასახალისებლად. ის ბოროტ ადამიანებს გადააქცევდა კარგ ადამიანებად, კარგ ადამიანებს - საუკეთესოებად, მშვიდად იტანდა ზოგიერთის დაცინვას.
  
რომის იმპერიაში იმ დროს ალბათ არ იყო სხვა ასეთი ადამიანი რომელსაც შეეძლო საკუთარი სიწმინდის და სიკეთის მაგალით წინააღმდეგობის გაწევა ადამიანთა ზნის მომსპობი ქაოსისთვის და ჟანგისთვის.      

მარკუს ავრელიუსი ცდილობს პლატონის საოცნებო ფილოსოფოსთა სამეფოს, იდეალური სამეფოს შექმნას. იმპერატორის ყოფილი მასწავლებლები და დამრიგებლები //ატიკუსი,ფრონტონი, იუნიუს რუსტიკუსი, კლავდიუს სევერუსი, პროკლუსი// ხდებიან რომის კონსულები, იკავებენ მნიშვნელოვან სახელმწიფო თანამდებობებს.

უკვე ადრიანეს დროს მკაცრ რომაულ კანონმდებლობაში აღწევს სტოიკური ფილოსოფიის ამაღლებული პრინციპები, ადამიანთა თანასწორობის იდეები.

მარკუს ავრელიუსი დადგენილებათა და კანონების მიზანია იმპერიის უბრალო ხალხის კეთილდღეობა, სამოქალაქო სამართალი, კანონის წინაშე ხელისუფალის პასუხისმგებლობის პრინციპები და სახელმწიფოს ზრუნვა მოქალაქეებზე, ზნეობათა პოლიცია, ახალშობილთა რეგისტრაცია, ყველაფერი ეს იწყება მარკუს ავრელიუსისგან.

იმპერატორი რომაელებისგან ელის სულების გაუმჯობესებას და ზნე-ჩვეულებათა შერბილებასა და დახვეწას და არა მარტო კანონისადმი მორჩილებას.

იმპერატორია დაუცველთა მფარველი. სახელმწიფო ზრუნავს ავადმყოფებზე და ხეიბრებზე.

მარკუს ავრელიუსის სახელმწიფო ზრუნავდა ყველა ავადმყოფსა და ხეიბარზე. მარკუს ავრელიუსმა მძიმედ დაბეგრა მდიდრები და ამ საშუალებებით გახსნა თავშესაფრები ობლებისთვის და ღატაკებისთვის, დააარსა კოლეჯები სადაც ახალგაზრდა რომაელებს შეუძლიათ ფილოსოფიის სწავლა.

პლატონის და სენეკას ოცნება დედამიწაზე ფილოსოფოსთა სამეფოზე ალბათ არასდროს არ ყოფილა ესოდენ ახლოს განხორციელებასთან როგორც მარკუს ავრელიუსის მეფობის დროინდელ რომში.

მაგრამ ცოტა ვინმემ თუ იცოდა თუ რად უჯდებოდა იმპერატორ მარკუს ავრელიუსს გულგრილობისგან გაუგებრობისგან, მტრობისგან და პირფერობისგან გამოგლეჯილი სივრცის ყოველი მტკაველი.
             
ბარბაროსები:           
"ცხოვრების ხელოვნება  ცეკვის კი არა ბრძოლის ხელოვნებაა. ის მოითხოვს მზაობას მოულოდნელისთვის და წარმოუდგენელისთვის და სიმტკიცეს".

ხელისუფლებაში მარკუს ავრელიუსის გამოჩენისთანავე რომის იმპერიის თავზე გროვდება ღრუბლები.

თავისი მმართველობის პირველ წელს იმპერატორი ექვს რომაულ ლეგიონს, თავის თანამმართველ ლუციუს ვერუსს და საუკეთესო გენერლებს აგზავნის სომხეთში მომხდარი აჯანყების დასაშოშმინებლად.
5 წლის შემდეგ რომაელი ჯარისკაცები გამარჯვებულები ბრუნდებიან, მაგრამ მათ ფეხდაფეხ აღმოსავლეთიდან მოჰყვა შავი ჭირი. ეპიდემია მალე გავრცელდა მთელ იმპერიაში და მოედო რომსაც. ავადმყოფობა მოკლავს ასობით, ათასობით ადამიანს.
რას გააკეთებს იმპერატორი? ლეგენდები ყვებიან რომ მარკუს ავრელიუსს ჰქონდა ხელის შეხებით განკურნების დიდი ნიჭი. რომში ყველას ეშინოდა დამღუპველი ჭირისა და იმპერატორი ინკოგნიტო დადიოდა ქუჩა-ქუჩა და კურნავდა ადამიანებს.

166 წელი-ახალი ომი. მარკომანებმა და კვადებმა წალეკეს რომის ჩრდილოეთი პროვინციები, მათ მოიყვანეს მთელი ბარბაროსული სამყარო - ათობით ტომი. ასეთი რამე იმპერიას ჯერ არ ენახა. მას მოუხდა მონების და გლადიატორების შეიარაღება.
               
რომაელები აღაშფოთა იმპერატორის ამ გადაწყვეტილებამ გეგონება საქმე არ ეხებოდა მათ საკუთარ უსაფრთხოებას, სახელმწიფოს უსაფრთხოებას. რომაელებს აწუხებდათ მხოლოდ ის რომ მათ შეიძლება ვეღარ შესძლონ ძველებურად კოლიზეუმში სიარული და გართობა. რომაელთა ბრბო აღაშფოთა იმან რომ იმპერატორი მათი აზრით მათ ართმევდა პურსა და გართობას და აძალებდა ფილოსოფოსობას. .
               
მარკუს ავრელიუსი არენაზე ბრძოლებს მუდამ თვლიდა სისასტიკედ. თუ კი ჩნდებოდა კოლიზეუმში, ჩნდებოდა მსოლოდ იმიტომ რომ დამარცხებულებისთვის შეენარჩუნებინა სიცოცხლე. მისი ბრძანებით გლადიატორები ცირკში იბრძოდნენ ბლაგვი ხმლებით და მაღლა თოკზე მავალი ჯამბაზებისთვის არენაზე ფენდნენ ლეიბებს რათა ისინი არ დაღუპულიყვნენ შემთხვევით ჩამოვარდნისას.
          
მარკუს ავრელიუსმა იცოდა რომ ფილოსოფია რჩება ცხოვრების კანონად. მაგრამ მას კარგად ესმოდა ისიც ძალით და იძულებით სამყაროს განახლება შეუძლებელია. ვერც ერთი მმართველი ვერ ბატონობს ადამიანთა აზრებზე და გრძნობებზე. მას შეეძლო ბრძანებებით ბლაგვი ხმლების შეტანა ცირკში, მაგრამ არ შეეძლო გლადიატორთა თამაშების აკრძალვა.  
         
მარკუს ავრელიუსს არ შეეძლო სისხლიანი სანახაობებისადმი რომაელთა მისწრაფების დამარცხება. 
    
თავის დღიურში იმპერატორმა ჩაწერა: რა საწყლები არიან ის მმართველები რომლებსაც ჰგონიათ რომ მოქმედბენ ფილოსოფიურად!  ტრაბახა ტუტუცები.
            
იმოქმედე ადამიანო ისე როგორც ამ წუთში მოითხოვს ბუნება. იარე მიზნისკენ, თუ კი გაქვს ამის საშუალება და ნუ აცეცებ თვალებს აქეთ-იქით ხომ არ იცის ვინმემ ამის შესახებ.
                
ნუ გექნება პლატონური სახელმწიფოს აგების იმედი, მაგრამ იყავი კმაყოფილი თუ კი საქმე ერთი ნაბიჯითაც მიიწევს წინ. ნუ უყურებ ამ წარმატებას როგორც უმნიშვნელო რამეს. ვინ შეცვლის ადამიანთა აზროვნების წესს, და რა გამოვა ამ ცვლილებიდან მონობის, მოთქმა-გოდების და ფარისევლური მოჩვენებითი მორჩილების გარდა?"
  
მარკუს ავრელიუსს შეეძლო ისტორიაში დიდ მხედართმთავრად დარჩენა. მას ეზიზღებოდა ომი. ის სულ არ მიისწრაფოდა სამხედრო პატივისკენ და დიდებისკენ მაგრამ მუდამ უდიდესი ყურადღებით და კეთილსვინდისიერად ეკიდებოდა სახელმწიფოს დაცვის საქმეს.
          
რომის სიტორიაში ერთ-ერთმა ყველაზე მშვიდობისმოყვარე იმპერატორმა თავისი მმართველობის 18 წლიდან 14 წელი გაატარა სამხედრო ლაშქრობებში, იმპერიის საზღვრებისა და მისი მოქალაქეების სიმშვიდის დაცვაში. 
            
მარკუს ავრელიუსი კვადების და მარკომანების წინააღმდეგ ლაშქრობდა მოთმინებით, უსასრულოდ დიდხანს და წარმატებით. ეს იყო რომაელი ჯარისკაცის გამძლეობაზე და შეუპოვრობაზე და ძალების ეკონომიაზე გათვლილი ტაქტიკა. 
          
მარკუს ავრელიუსი არ მიისწრაფოდა ბრწყინვალე გამარჯვებებისკენ და ერიდებოდა ყველანაირ უსარგებლო სისატიკეს და სიმუხთლეს მტრების მიმართ.
                
არმიას უყვარდა თავისი კეისარი. ბედი კი მას უმზადებდა ახალ გამოცდებს და განსაცდელებს.

ჯანყი:
«გააკეთე ყველაფერი იმისთვის რომ დარჩე ისეთი როგორიც უნდოდა რომ ყოფილიყავი ფილოსოფიას»
           
სირიაში ჯანყდება ავიდიუს კასიუსი, ჭკვიანი და განათლებული ადამიანი, რომელსაც ოდესღაც უყვარდა მარკუს ავრელიუსი. ის რომის მმართველს ბრალად სდებს იმას რომ ის "იკვლევს ელემენტებს, სულებს, იმას თუ რაა პატიოსანი და სამართლიანი და არ ფიქრობს სახელმწიფოზე".
          
რომაელთა ნაწილი უთანაგრძნობს გენერალს. ფილოსოფიამ ბოლოს და ბოლოს ბევრი დაღალა. ბრბო მასხრად იგდებდა ფილოსოფიის სახელგანთქმულ მასწავლებლებს: "მისი გრძელი წვერისთვის მას ხელფასად უხდიან ათ ათას სესტრციას. მერე რა?  ხელფასი უნდა გადაუხადონ თხებსაც." 
            
ზარმაცი ხელოსნებიც და ცუდი მსახიობებიც საჩქაროდ ეწერებოდნენ "ფილოსოფოსთა" ცეხში ვინაიდან ეს ხელობა ყველაზე შემოსავლიან და ყველაზე იოლ საქმედ მიაჩნდათ. 
            
ადამიანებმა მოახერხეს და სულელურ ფარსად გადააქციეს ბრძენთა სამეფოც. 
  
ავიდიუს კასიუსმა ისარგებლა ამით და საზოგადოება ააჯანყა ფილოსოფოსი მარკუს ავრელიუსის და არა იმპერატორი მარკუს ავრელიუსის წინააღმდეგ.
            
მარკუს ავრელიუსმა შეიტყო კასიუსის ღალატის შესახებ, მაგრამ მშვიდი დარჩა, არც ერთი წუთით არ აყვა მრისხანების და შურისძიების გრძნობებს. 
           
მან რამოდენიმე წლის წინაც იცოდა გენერალის მეტისმეტად დიდი ამბიციების შესახებ და თანამმართველ ლიუციუს ვერუსს ეუბნებოდა:      
"მე წავიკითხე შენი წერილი და მასში უფრო ღელვა ვნახე ვიდრე იმპერატორის ღირსება....თუ კი კასიუსს უწერია იმპერატორად გახდომა ჩვენ მას ვერ მოვკლავთ. თუ კი არ უწერია ის ჩვენი მხრიდან სისასტიკეების გარეშეც გაებმება ბედის მიერ დაგებულ მახეში... 
           
ჩვენ არც ისე ცუდად მივაგებდით პატივს ღმერთებს და არც ისე ცუდად ვცხოვრობდით რომ მან შესძლოს გამარჯვება".
.     
მარკუს ავრელიუსმა ხელში ჩაიგდო კასიუსის მიერ შეთქმულებისთვის მიწერილი წერილები და წაუკითხავად დააწვევინა ისინი "რათა არ გაეგო თავისი მტრების სახელები და უნებურად არ შესძულებოდა ისინი".
        
ჯანყი გაგრძელდა 3 თვე და 6 დღე. ავიდიუს კასიუსი მოკლა მისმა ერთ-ერთმა თანამზრახველმა. მარკუს ავრელიუსმა სრული ამნისტია გამოუცხადა მის მომხრეებს.
           
ეს იყო სირბილე რომელიც ბევრს სისუსტედ ეჩვენებოდა.
            
მაგრამ მარკუს ავრელიუსი სულაც არ ყოფილა უხასიათო გულკეთილი მონარქი.  ის შეგნებულად ატარებდა დიდსულოვნების პოლიტიკას და ცდილობდა ტახტზეც ყოფილიყო ისეთი როგორც ითხოვდა ფილოსოფია. 
        
მარკუს ავრელიუსის რეაქციები ცხოვრების სრულიად სხვადასხვა ვითარებებზე არასოდეს არ შორდებოდნენ მის ფილოსოფიურ შეხედულებებს და იმპერატორის  მოქმედებები არ უარყოფდნენ მის უმაღლეს იდეებს.
  
მარტოობა:
მარკუს ავრელიუსი მისდევდა დარიგებას რომლის თანახმადაც დამამწუხრებელ გარემოებებში მთავარია ამ გარემოებათა ღირსეულად გადატანა, სამართლიანობის, დიდსულოვნების, გონიერების, სიფრთხილის, გულწრფელობის, მოკრძალების და სხვა ადამიანური თვისებების შენარჩუნება.     
იმპერატორ ფილოსოფოსს პირად ცხოვრებაშიც გადააქვს ხვედრის დარტყმები.
მარკუს ავრელიუსის ცოლ ფაუსტინას ალბათ ოდესღაც უყვარდა ქმარი. მაგრამ დრო გავიდა და ფილოსოფია მობეზრდა ლამაზ ქალს. უკვე მთელი რომი ჭორაობს ფაუსტინას გარყვნილებაზე. ამაზე საჯაროდ ლაპარაკობენ მსახიობები თეატრში და მეზღვაურები პორტების კაბაკებში.

მარკუს ავრელიუსში სიბრძნე ეხამებოდა იმ სიმართლეს რომელსაც შეეძლო სხვის ცოდვათა გამოსყიდვა.

იმპერატორის შვილი კომოდი სრულიად განსხვავდება მამისგან. შემდეგ თავისი მმართველობით კომოდი არაერთ ყველაზე ბნელ ფურცელს ჩასწერს რომის ისტორიაში.

მარკუს ავრელიუსი მწუხარებით აცნობიერებს რომ მისი სიკვდილის შემდეგ ძალაუფლება მოხვდება იმის ხელში ვინც უფრო გლადიატორის შვილს ჰგავს ვიდრე რომის იმპერატორის ვაჟს.

მარკუს ავრელიუსმა უშედეგოდ მიუჩინა თავისი შვილ კომოდს ფილოსოფიის და მორალის მასწავლებლებლები. მის მემკვიდრეს მსახიობთა, ცირკის ცხენოსანთა და გლადიატორთა საზოგადოება ერჩივნა. კომოდი მათ ჯობნიდა ძალით და სიუხეშით.

მოღალატეებს შორის მოხვედრილი სტოიკოსი იმპერატორი ინარჩუნებს კეთილშობილებას. მას სწამს რომ გულწრფელი სიკეთე უძლეველია. ის არ აქცევს ყურადღებას დაცინვებს და თითქოს ვერ ხედავს ბოროტებას. ის არ უსმენს მრჩევლებს რომლებიც ურჩევენ ფაუსტინასთან ურთიერთობის გაწყვეტას. მარკუს ავრელიუსი თვლის რომ ეს იქნებოდა უმადურობა მისი აღმზრდელი მამა და მასწავლებელი ანტონინუს პიუსის მიმართ. მან ოდესღაც დალოცა ეს ქორწინება.

ფაუსტინა მუდამ ძვირფასი იყო მარკუს ავრელიუსისთვის. ის მას თან ახლდა მრავალ ლაშქრობაში და ის ფაუსტინას უძახოდა ბანაკების დედას. მარკუს ავრელიუსი მადლიერი იყო იმიტომ რომ ფაუსტინა უსმენდა მის ლექსებს. ფრანგმა ისტორიკოსმა და მკვლევარმა რენანმა მარკუს ავრელიუსის ცოლისადმი დამოკიდებულებას უწოდა "დაუნდობელი მოკრძალება".

ცოტა ხნით ადრე სიკვდილამდე იმპერატორმა ჩაწერა თავის დღიურში:
"მე ვშორდები იმ სიცოხლეს რომელშიც ჩემს ყველაზე ახლობლებსაც, რომლებისთვისაც ამდენი ვიზრუნე, სურთ ჩემი მოშორება და გონიათ რომ ამან შეიძლება გააუმჯობესოს მათი მდგომარეობა".
...სიკვდილის მოახლოების მგრძნობი მარკუს ავრელიუსი მშვიდი რჩებოდა. ის მუდამ ცხოვრობდა თანხმობაში თავის გულთან და მარადისობას წარუდგა სუფთა სვინდისით: "დაე ღმერთი შენში იყოს ხელმძღვანელი მწიფე, სახელმწიფოს ინტერესებისადმი ერთგული ვაჟკაცისა, ძალაუფლების მფლობელი რომაელისა რომელიც თანამდებობაზე თავს გრძნობს ადამიანად ვისაც არ სჭირდება არც ფიცი და არც თავმდებები და ვინც მსუბუქი გულით ელის მოწოდებას სიცოცხლის დატოვებისკენ. და ნათელი იქნება შენს სულში და არ დაგჭირდება არც დახმარება გარედან და არც ის სიმშვიდე რომელიც სხვებზეა დამოკიდებული".

სიკვდილი იმპერატორ-ფილოსოფოსთან მივიდა 180 წლის 17 მარტს როდესაც ის იყო სამხედრო ლაშქრობაში დღევანდელი ვენას მიდამოებში. ის თითქმის 59 წლისა იყო. ამბობენ რომ ის მოკლა შავმა ჭირმა რომლისგანაც მან მრავალი მოარჩინა....სიკვდილის წინ მან გაიღიმა და თქვა: "უკვე დღეს ვიქნები შენთან პირისპირ".
                   
იმპერიაში ყველა დიდად დაამწუხრა იმპერატორის გარდაცვალებამ. ზოგი მას თვლიდა საუკეთესო მამას,ზოგი-საუკეთეაო სარდლად,ზოგი-ყველაზე რირსეულ მონარქად,ზოგი კი დიდსულოვან,სამაგალითო,სიბრძნით სავსე იმოერატორად.  და ყველა მართალი იყო. ადამიანები მასში ხედავდნენ სიბრძნის სიმართლესთან ისეთ შეხამებას რომელსაც შეუძლია სხვათა ცოდვების გამოსყიდვა.
            
მარკუს ავრელიუსის წასვლის შემდეგ დამთავრდა ძველი რომის felice tempore — «ოქროს, ბედნიერი ხანა».
                 
იმპერატორი ფილოსოფოსის ტახტზე ავიდა შვილი-გლადიატორი, ეს იყო თითქოს ამდენი სასიცოცხლო ძალის მქონე ძველი ცივილიზაციის დაღუპვის დასაწყისი.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------
        
მარკუს ავრელიუსის შვილი კომოდი ბავშვობიდანვე გამოირჩეოდა ურცხვობით, უპატიოსნებით, სისასტიკით,გარყვნილებით.
           
ის ყველაზე დახელოვნებული იყო საქმეებში რომლებიც არ შეესაბამებოდა იმპერატორის მდგომარეობას //ძერწავდა თასებს, ცეკვავდა, უსტვენდა, და ბოლოს ავლენდა ნიჭიერი მასხარას და გლადიატორის თვისებებს. ერთხელ ის მეტისმეტად თბილ წყალში გაბანეს, რაზეც გაბრაზდა და ბრძანა მეაბანოვის ღუმელში შეწვა. მაშინ დაწვეს ცხვრის ტყავი და ააყროლეს იქაურობა  რათა კომოდისთვის ეთქვათ რომ ეს იწვის მეაბანოვის ტყავი და კაცი ასე გადაარჩინეს.
             
კომოდი სარგებლობდა მამამისი მარკუს ავრელიუსის სირბილით და პალატინის სასახლეში აწყობდა ღრეეობებს, აგროვებდა ლამაზ ქალებს როგორც ვიღაც მონა კახპებს და მასხრად იგდებდა მათ სილამაზეს.   თავისთან მოიწყო ლუპანარიუმი....


http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/kommod.php
  Едва ли не с самого детства он отличался постыдным поведением, был бесчестен, жесток, развратен. Искуснее всего он был в тех занятиях, которые не соответствовали положению императора: лепил чаши, танцевал, пел, свистел, наконец, проявлял способности превосходного шута и гладиатора. Признаки жестокости обнаружил он на двенадцатом году жизни. Однажды, когда его мыли в слишком теплой воде, он велел бросить банщика в печь. Тогда дядька его, которому приказано было это сделать, сжег в печи баранью шкуру, дабы зловонным запахом гари доказать, что наказание приведено в исполнение.
 Уже тогда благодаря мягкости отца он устраивал в Палатинском Дворце попойки и кутежи, собирал у себя женщин, отличавшихся красивой наружностью, как каких-нибудь рабынь-проституток, и, издеваясь над стыдливостью, устроил у себя лупанарий...
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
        
ფილოსოფიის ბატონობამ ადგილი დაუთმო აღვირახსნილი ძალადობის ბატონობას. 
             
სულიერ ფასეულობათა უარყოფამ და ზნეობრივმა გადაგვარებამ დაღუპა დიდი იმპერია.
    
ბარბაროსთა ურდოებმა შესანსლეს ყველაფერი რითაც რომი ოდესღაც ცხოვრობდა. დაგვიტოვეს მხოლოდ  ყოფილი ბრწყინვალების და დიდების ნანგრევები. მაგრამ არის რაღაც რას დრო ვერ  ერევა. ეს არაა დიდება. ეს არაა სიმდიდრე, ესაა სულის ხარისხი.
              
მარკუს ავრელიუს, მხედართმთავარი იქნებოდა ის, რომაელი, მამა, მეუღლე თუ იმპერატორი, მუდამ ფილოსოფოსად რჩებოდა. 
             
კაცობრიობას დაამახსოვრდა ის ხანა როდესაც ადამიანთა საქმიანობას განაგებდა დროის ყველაზე ბრძენი ადამიანი...
                     
ბედის სიმკაცრე მის მიმართ  მან გამოიყენა მარადიულობის მიერ ნაბოძები დიდი შესაძლებლობა. 
                
სასტიკ გამოცდებში სულმა შესძლო მთელი თავისი სიმტკიცის და ძალის, მთელი თავისი ღირსების გამოვლენა, იმ ღირსებისა რომელიც უკვე მრავალი საუკუნეა რაც რჩება ძველი რომის ჭეშმარიტ მემკვიდრეობად.
            
მარკუს ავრელიუსის აზრებში დაძლეულია მისი ცხოვრების მთელი ისტორიული ტრაღიზმი. 
                   
იმპერატორი მარკუს ავრელიუსის საქმე მოისპო. ვერაფერი უშველიდა გადაგვარებულ და ზნედაცემულ იმპერიას. 
              
მაგრამ დარჩა ფილოსოფოსი მარკუს ავრელიუსი აზრები რომლებითაც ის მიმართავდა სულს, სამყაროს, ღმერთს. მათ როგორც ოქროს ძაფებმა დააკავშირეს რომის კეთილშობილი იმპერატორი მომავალ საუკუნეებთან. 
                  
ამ აზრებს ამკობს მარადისობის ბეჭედი და მათ არ ემუქრება მოსპობა, კაცობრიობა მუდამ დაუბრუნდება მათ.


«Новый Акрополь»


Илья Бузукашвили

МАРК АВРЕЛИЙ — ФИЛОСОФ НА ТРОНЕ

Марк Аврелий был последним из славной плеяды великих цезарей Древнего Рима — императоров Нервы, Траяна, Адриана и Антонина Пия, правление которых стало «золотым веком» в истории этого государства. Но то был уже закат величия и славы Римской империи, и суровая действительность оставила отпечаток трагизма на всех его деяниях. Вечер наступил быстро, а вскоре и ночная тьма окутала римский лагерь на берегу Дуная (Грана). Давно уже растаяли в морозном воздухе голоса отдающих приказы офицеров, лязг оружия, звуки трубы... Солдаты спали. Вдаль бесконечной чередой уходили дежурные костры и стройные ряды палаток...


Он ждал этого часа. Чтобы после полного военной суеты дня остаться наедине с собой. Со своими мыслями и воспоминаниями...
Может быть, в ту ночь над головой Марка Аврелия было ясное небо, и он долго глядел на звезды, а потом записал в своем дневнике: «Пифагорейцы советовали бросать по утрам взгляд на небо, чтобы вспомнить о том, что всегда исполняет свое дело, оставаясь верным своему пути и образу действий, и о порядке, чистоте и обнажении. Ибо светила не знают покровов»1.

Дневники

Время почти стерло со страниц истории деяния императора-философа, но сохранило книгу его размышлений. Она могла бы послужить ответом на страстный призыв Эпиктета, его учителя и друга: «Пусть кто-либо из вас покажет мне душу человека, жаждущего быть единым с Богом, свободного от гнева, зависти и ревности, — того, кто (зачем скрывать мою мысль?) жаждет изменить свою человечность в божественность и кто в этом жалком своем теле поставил себе целью воссоединиться с Богом». Листая сегодня дневник Марка Аврелия, трудно поверить, что жемчужины философии морали создавались в походных палатках, в часы, похищенные у короткого ночного отдыха.
Сколько поколений в разных странах выросло на этой книге! Скольких людей, близких друг другу по духу, связала она через века! «Если вы возьмете, — пишет Дмитрий Мережковский, — эту книгу в руки с искренней жаждой веры, с тревожной совестью и душою, взволнованной великими несмолкаемыми вопросами о долге, о смысле жизни и смерти, — дневник Марка Аврелия вас увлечет, покажется более близким и современным, чем многие создания вчерашних гениев... Эта книга — живая. Она может не произвести никакого впечатления, но, раз она затронула сердце, ее уже нельзя не любить. Я не знаю более сладкого и глубокого ощущения, чем то, которое испытываешь, встречая свои собственные, никому не высказанные мысли в произведении человека далекой культуры, отделенного от нас веками».
Когда Марку было всего шесть лет, император Адриан увидел в нем будущего великого правителя Рима.
Мысли императора... Не поучения и наставления другим, но советы самому себе. Простые, естественные, скромные и ничуть не устаревшие со временем. Он никогда не думал кого-то исправлять. Поэтому строки его дневника глубоко искренни. Эта искренность наполняет особым смыслом все, что мы знаем о жизни Марка Аврелия, философа на троне.

Ученик стоиков

«Богов я должен благодарить и за то, что моим руководителем был государь и отец, который хотел искоренить во мне всякое тщеславие и внедрить мысль, что и живя при дворе можно обходиться без телохранителей, без пышных одежд, без факелов, статуй и тому подобной помпы, но вести жизнь весьма близкую к жизни частного человека, не относясь поэтому уже с пренебрежением и легкомыслием к обязанностям правителя, касающимся общественных дел» — эти слова Марк Аврелий посвятил своему приемному отцу и учителю императору Антонину Пию. Их судьбы тесно переплелись по воле самого провидения...
Марк Аврелий родился в 121 году в знатной римской семье и получил имя Анний Север.
Очень скоро его, спокойного и не по годам серьезного, замечает сам император Адриан. Интуиция и проницательность позволили Адриану узнать в мальчике будущего великого правителя Рима. Когда Аннию Веру исполняется шесть лет, Адриан жалует ему почетный титул всадника и дает новое имя — Марк Аврелий Антонин Вер.
Видя, какой исключительной правдивостью отличается мальчик, его называют не просто Вер, но Вериссимус — «Справедливейший».
По древней традиции цезарь Рима имел право передать власть не физическому наследнику, а тому, кого считал своим духовным последователем. По желанию Адриана его преемник — Антонин Пий — усыновляет Марка Вера, чтобы потом, в свою очередь, передать ему власть.
Юность Марка Аврелия проходит в императорском дворце на Палатинском холме. Его учат известные философы — Фронтон, Аполлоний, Юний Рустик... Однажды кто-то из них подарит Марку «Беседы» Эпиктета. Эта книга и уроки учителей сделают его стоиком.
Не важно, какое дело человек выбирает, считали философы-стоики. Важно, чтобы во всем, что делает, он учился проявлять благородство, быть ответственным, следовать долгу и чести. Эти качества стоики считали стержнем человеческой морали. Учи не словами, но примером, говорили они. Этот принцип Марк Аврелий помнил всю жизнь.
Когда Антонин Пий стал правителем Рима, Марку было 17 лет. Новый император достойно продолжает дело своих предшественников — Нервы, Траяна и Адриана. Их эпоха не имела ничего общего с правлением прежних развратных и жестоких цезарей Рима. Императоры-философы не жаждали власти ради нее самой. Свой долг они видели в том, чтобы без риторики и без пышности наилучшим образом служить интересам государства.
У Антонина Пия юноша учится политическому искусству и морали, умению мудро разрешать любые конфликты и противоречия. В свою очередь, Антонин полностью доверяет приемному сыну, делает его соправителем и дает возможность разделить всю ответственность власти. Глубоким взаимопониманием проникнуты их отношения, которые еще более скрепляет брак Марка Аврелия с Фаустиной, дочерью императора.
Правление Антонина Пия стало уникальным периодом в истории Рима. Никто не нарушал внешних границ огромной империи. Мир и согласие царили в ее пределах.

Царство философов

«Чти богов и заботься о благе людей. Жизнь коротка; единственный же плод земной жизни — благочестивое настроение и деятельность, согласная с общим благом».
Марк Аврелий становится римским императором в 161 году, в 40 лет. «Он проявлял исключительный такт во всех случаях, когда нужно было либо удержать людей от зла, либо побудить их к добру, — читаем у одного из римских историков. — Он делал дурных людей хорошими, а хороших — превосходными, спокойно перенося даже насмешки некоторых».
Возможно, в Римской империи в то время не было другого такого человека, который мог примером собственной чистоты и добродетели противостоять хаосу и ржавчине, разрушавшим человеческие нравы.
Марк Аврелий стремится создать царство философов, идеальное государство, о котором мечтал Платон. Бывшие учителя и наставники императора — Аттик, Фронтон, Юний Рустик, Клавдий Север, Прокл — становятся римскими консулами, занимают важные посты в государстве.
Еще при Адриане возвышенные принципы стоической философии, идеи равенства между людьми начинают проникать в суровое римское законодательство, обращая его лицом к человеку. Цель законов и указов Марка Аврелия — благо простых людей империи. Гражданское право, принципы ответственности государя перед законом и забота государства о гражданах, полиция нравов, регистрация новорожденных — ведут свое начало от Марка Аврелия.
Император ждет от римлян не просто повиновения закону, но улучшения душ и смягчения нравов. Все слабые и беззащитные находятся под его покровительством. Государство берет на свое попечение больных и увечных.
При Марке Аврелии государство взяло на свое попечение всех больных и увечных.
Марк Аврелий велит собирать большие налоги с богатых и на эти средства открывает приюты для сирот и малоимущих, основывает колледжи, где молодые римляне получают возможность изучать философию.
Мечта Платона и Сенеки о царстве философов на земле, возможно, никогда не была столь близка к осуществлению, как в Древнем Риме времен царствования Марка Аврелия.
Но мало кто знал, чего стоила императору каждая пядь пространства, отвоеванная у безразличия, непонимания, вражды и лицемерия.

Варвары

«Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцев. Оно требует готовности и стойкости и в отношении к внезапному и непредвиденному».
Тучи начинают сгущаться над Римской империей тотчас после прихода Марка Аврелия к власти.
В первый год своего правления император посылает шесть римских легионов во главе со своим соправителем Луцием Вером и лучшими армейскими генералами для усмирения восстания в Армении.
Пять лет спустя римские солдаты вернутся на родину победителями. Но по пятам за ними с Востока придет чума. Эпидемия быстро расползется по всей империи, будет свирепствовать в Риме. Болезнь унесет сотни, тысячи человеческих жизней. Что будет делать император? Легенды, дошедшие до нас, рассказывают о великом даре Марка Аврелия исцелять болезни прикосновением рук. Когда все в Риме страшатся пагубной заразы, император инкогнито выходит на улицы города и лечит людей...
166 год — новая война. Маркоманы и квады наводняют римские провинции на севере. Они ведут за собой весь варварский мир — десятки племен. Такого империя еще не знала. Ей приходится вооружать рабов и гладиаторов...
В Риме возмущены подобным решением императора. Как будто забыв, что речь идет об их собственной безопасности, о безопасности государства, римляне беспокоятся лишь о том, смогут ли они по-прежнему ходить в Колизей. «Император хочет лишить нас хлеба и зрелищ и заставить философствовать», — негодует толпа.
Марк Аврелий всегда считал бои на арене жестокостью. Если он и появлялся в Колизее, то лишь для того, чтобы своим последним словом сохранить жизнь проигравшим. По его указу гладиаторы сражались в цирке тупыми мечами, а для канатоходцев, выступавших высоко над землей, на арене стали стелить матрасы, чтобы предотвратить гибель при случайном падении.
Марк Аврелий знал, что философия остается законом жизни. Но хорошо понимал и другое: нельзя насильно обновить мир. Никакой правитель не властен над мыслями и чувствами людей. Он мог своими указами добиться тупых мечей в цирке. Но не мог запретить гладиаторские игры. Не мог победить жестокую страсть римлян к кровавым зрелищам.
В своем дневнике император запишет: «Как жалки все эти политики, которые воображают себя действующими по-философски! Хвастливые глупцы. Поступай же, человек, так, как требует в данный момент природа. Стремись к цели, если имеешь возможность, и не озирайся по сторонам, знает ли кто об этом. Не надейся на осуществление Платонова государства, но будь доволен, если дело подвигается вперед хотя бы на один шаг, и не смотри на этот успех как на нечто, не имеющее значения. Кто изменит образ мыслей людей? А что может выйти без такого изменения, кроме рабства, стенаний и лицемерного повиновения?»
Марк Аврелий мог бы остаться в истории как великий полководец. Он питал глубокое отвращение к войне и всегда был далек от стремления к военным почестям и славе, но к делу защиты государства относился со всем вниманием и добросовестностью. Один из самых миролюбивых императоров за всю историю Рима из 18 лет своего правления 14 провел в военных походах, защищая границы империи и спокойствие ее граждан.
Один из самых миролюбивых императоров Рима из 18 лет своего правления 14 провел в военных походах.
Он вел кампанию против квадов и маркоманов — терпеливо, бесконечно долго и успешно. Это была тактика, рассчитанная на выносливость и упорство римского солдата, на экономию сил. Марк Аврелий не гнался за блестящими победами и избегал всякой бесполезной жестокости и вероломства по отношению к врагам. Армия любила и почитала своего цезаря. А судьба готовила ему новые испытания.

Мятеж

«Употреби все усилия на то, чтобы остаться таким, каким тебя желала сделать философия».
Полководец Авидий Кассий, умный, образованный человек, когда-то любивший Марка Аврелия, поднимает восстание в Сирии. Он обвиняет правителя Рима в том, что тот «занимается исследованиями об элементах, о душах, о том, что честно и справедливо, и не думает о государстве».
Часть римлян сочувствует генералу. Философия в конце концов многих утомила. Высоких целей не понимали. Чернь смеялась над знаменитыми учителями философии: «За его длинную бороду ему платят жалованье в десять тысяч сестерций; что же? Надо бы платить жалование и козлам!» Ленивые ремесленники и плохие актеры спешили записаться в цех «философов», находя это ремесло наиболее прибыльным и легким. Люди сумели превратить и царство мудрецов в глупый фарс.
Пользуясь этим, Авидий Кассий возмущает общество не против Марка Аврелия — императора, а против Марка Аврелия — философа.
Узнав о предательстве Кассия, Марк Аврелий остается спокоен, ни на миг не поддается чувству гнева и мести — как и несколько лет назад, когда он, зная о чрезмерных амбициях генерала, в письме своему сводному брату и соправителю Луцию Веру замечал: «Я прочитал твое письмо, в котором больше беспокойства, нежели императорского достоинства... Если Кассию суждено стать императором, то мы не сможем убить его... если же не суждено, то без жестокости с нашей стороны он сам попадется в сети, расставленные ему судьбой...
Не так плохо мы почитали богов, и не так плохо мы жили, чтобы он мог победить».
Перехваченные письма Кассия к заговорщикам Марк Аврелий, не читая, прикажет сжечь, чтобы «не узнать имен своих врагов и не возненавидеть их непроизвольно».
Мятеж длился три месяца и шесть дней. Авидий Кассий был убит одним из своих сообщников. Марк Аврелий дал полную амнистию его сторонникам.
То была мягкость, которая, как многим казалось, граничила со слабостью.
Но Марк Аврелий не имел ничего общего с этаким бесхарактерным добродушным монархом, многочисленные образы которых сохранила история. Он проводил политику великодушия вполне сознательно, и на троне оставаясь таким, каким хотела его сделать философия. Реакция Марка Аврелия на самые разные ситуации жизни никогда не расходилась с его философскими убеждениями, а действия императора ни в чем не опровергали его самых высоких идей.

Одиночество

«Не забывай же впредь при всяком событии, повергающем тебя в печаль, пользоваться основоположением: ЧНе событие это является несчастьем, а способность достойно перенести его — счастьем“. Разве случившееся мешает тебе быть справедливым, великодушным, благоразумным, рассудительным, осторожным в суждениях, правдивым, скромным, откровенным и обладать всеми другими свойствами, в наличности которых особенность человеческой природы?»
В личной жизни император-философ с не меньшим мужеством выдерживает роковые удары судьбы.
Жена Марка Аврелия Фаустина, быть может, когда-то любила мужа. Но время это прошло, и философия наскучила красивой женщине. И вот уже по всему Риму ходят грязные сплетни о любовных связях Фаустины. О них публично говорят актеры в театрах и матросы в портовых кабаках.
В Марке Аврелии мудрость сочеталась с той правдивостью, которая способна искупить чужие грехи.
Сын императора Коммод являет собой полную противоположность отцу. Впоследствии своим правлением Коммод впишет в историю Рима одну из самых мрачных страниц. С горечью Марк Аврелий осознает, что после его смерти управление государством перейдет к человеку более похожему на сына гладиатора, нежели императора Рима...
Возлагая наивную надежду на воспитание, Марк Аврелий окружает Коммода учителями философии и морали. Безрезультатно. Наследник ищет лишь общества мимов, наездников цирка и гладиаторов, которых он превосходит грубостью и силой. Среди предательств и измен император-стоик сохраняет благородство. Он глубоко верит в то, что искренняя доброта неодолима. Он не обращает внимания на насмешки и как будто не видит зла. Он не слушает советов своих приближенных, которые убеждают его порвать с Фаустиной. Подобный поступок Марк Аврелий считает слишком неблагородным по отношению к его приемному отцу и учителю Антонину Пию, благословившему когда-то этот брак.
Фаустина всегда оставалась ему дорога. Она сопровождала его во многих походах, и он называл ее матерью лагерей, был благодарен ей за то, что она слушала его стихи. Французский историк и исследователь Ренан назвал отношение Марка Аврелия к жене «неумолимой кротостью».
Незадолго до смерти император запишет в своем дневнике: «Я расстаюсь с той жизнью, в которой даже самые близкие мне люди, для которых положил столько трудов, о которых так горячо молился и заботился, даже они желают моего устранения, надеясь на то, что это, быть может, принесет им какое-нибудь облегчение».
Чувствуя приближение смерти, Марк Аврелий остается спокоен. Он всегда жил в согласии со своим сердцем. И предстал перед вечностью имея чистую совесть: «Пусть божество в тебе будет руководителем существа мужественного, зрелого, преданного интересам государства, римлянина, облеченного властью, чувствующего себя на посту, подобного человеку, который, не нуждаясь ни в клятве, ни в поручителях, с легким сердцем ждет зова оставить жизнь. И светло у тебя будет на душе, и ты не будешь нуждаться ни в помощи извне, ни в том спокойствии, которое зависит от других».
Смерть пришла к императору-философу 17 марта 180 года, когда он находился в военном походе, в окрестностях современной Вены. Ему было почти 59 лет. Говорят, то была чума, от которой он исцелил многих.
Перед самой кончиной императора Гален, его врач, несмотря на смертельную опасность до последней минуты находившийся рядом, услышал, как Марк Аврелий произнес: «Кажется, я уже сегодня останусь наедине с собой», после чего его губы тронуло подобие улыбки.
По словам Геродиана, «не было человека в империи, который бы принял без слез известие о кончине императора. В один голос все называли его — кто лучшим из отцов, кто доблестнейшим из полководцев, кто достойнейшим из монархов, кто великодушным, образцовым и полным мудрости императором — и все говорили правду». Люди в нем видели сочетание мудрости с той правдивостью, которая способна искупить и чужие грехи.
С уходом Марка Аврелия закончилось felice tempore — «золотой век» Древнего Рима. После отца-философа на престол взошел сын-гладиатор. То было начало гибели старой цивилизации, которая, казалось, еще имела столько жизненных сил. Господство философии уступило место господству разнузданного насилия. Презрение к духовным ценностям и падение нравов привели к крушению великой империи. Орды варваров и время поглотили все, чем жила она когда-то, оставив нам лишь скорбные руины былого величия и славы. Но есть то, над чем время не властно. Это не слава, не богатство, но качества души.
В какой бы роли мы ни вспоминали сегодня Марка Аврелия — полководца, римлянина, отца, супруга, императора, — он всегда оставался философом. И история сохранила память об этой счастливой эпохе, когда человеческие дела вершил лучший и мудрейший человек времени...
А суровость к нему судьбы? То был великий, дарованный вечностью шанс, который он использовал. В жестоком горниле испытаний великая душа смогла проявить всю свою стойкость и силу. Свою честь. Ту самую честь, которая многие столетия остается истинным наследием Древнего Рима.
...В «Размышлениях» Марка Аврелия преодолен весь исторический трагизм, наполнявший его жизнь. Да, дело Марка Аврелия — правителя было разрушено, и ничто не смогло предотвратить крушения империи. Но остались мысли Марка Аврелия — философа, обращенные к душе, миру и Богу. Они, словно золотые нити, связали благородного римского императора со всеми последующими веками. Этим мыслям не грозит уничтожение, ибо человечество никогда не разучится их понимать. На них лежит печать вечнос


Луций Аврелий Антонин

Луций Аврелий Антонин Коммод

Коммод Луций Аврелий Антонин - римский император из династии Антонинов, правивший в 180—192 гг. Сын Марка Аврелия. Род. 31 авг. 161 г. + 31 дек. 192 г.

+ + +

Император Марк Аврелий, который был одним из самых ученых людей своего времени, с детства постарался преподать Коммоду свои нравственные правила и правила великих и выдающихся мужей. Его учили и литературе, и риторике, и философии, но никакой пользы эти занятия ему не принесли из-за дурных задатков, которые рано проявились у Коммода. Едва ли не с самого детства он отличался постыдным поведением, был бесчестен, жесток, развратен. Искуснее всего он был в тех занятиях, которые не соответствовали положению императора: лепил чаши, танцевал, пел, свистел, наконец, проявлял способности превосходного шута и гладиатора. Признаки жестокости обнаружил он на двенадцатом году жизни. Однажды, когда его мыли в слишком теплой воде, он велел бросить банщика в печь. Тогда дядька его, которому приказано было это сделать, сжег в печи баранью шкуру, дабы зловонным запахом гари доказать, что наказание приведено в исполнение.

В 175 г., в дни восстания Авидия Кассия, Коммод сопровождал отца в его поездке в Египет и Сирию. После этого, в 176 г., он был провозглашен императором, а в следующем году, в нарушение закона о возрасте, получил первое консульство. Уже тогда благодаря мягкости отца он устраивал в Палатинском Дворце попойки и кутежи, собирал у себя женщин, отличавшихся красивой наружностью, как каких-нибудь рабынь-проституток, и, издеваясь над стыдливостью, устроил у себя лупанарий. Он завел у себя также упряжку коней для колесницы и, нарядившись возницей, правил колесницами и пировал с гладиаторами. Стараясь смягчить его нрав, Марк Аврелий взял сына на войну с германцами. Но вскоре император заразился чумой и умер, оставив Коммода своим наследником. Тогда Коммод немедленно прекратил войну, которую отец его почти что закончил; требования одних врагов он принял, дружбу других купил деньгами и поспешил после этого в Рим (Лампридий: «Коммод Антонин»; 1—3).

Народ в столице встречал его с радостью и ликованием, ведь помимо молодости он имел привлекательную наружность. Взор у него был ласковым и огненным, волосы от природы белокурыми и вьющимися, так что, когда он шел, освещенный солнцем, то многим казался Почти что божеством.

В течение некоторого времени Коммод оказывал всяческий почет отцовским друзьям и во всех делах пользовался их советами. Но потом он поставил во главе преторианцев Перенниса, родом италийца, который, злоупотребляя возрастом юноши, совершенно развратил его и отвадил от подобающих государю забот (Геродиан: 1; 7—8). Охотно поддавшись его влиянию. Ком-мод стал безумствовать во дворце на пирах и в банях вместе с тремястами наложниц, которых он набрал из матрон и блудниц по признаку красоты, а также с тремястами взрослых развратников, которых он собрал из простого народа и из знати, насильно и за деньги, причем дело также решала красота. Он сражался на арене среди своих спальников как гладиатор, пользуясь тупыми рапирами, а иногда и отточенными мечами. Иногда он приказывал осквернять у себя на глазах даже своих наложниц. Он дошел до такого позора, что сам отдавался молодым людям, и все без исключения части тела, даже уста, были осквернены сношениями с людьми обоего пола. У него были любимцы, именами которых служили названия срамных частей мужского и женского тела; им он особенно охотно раздавал свои поцелуи. Он держал также у себя одного человека, у которого был необыкновенных размеров мужской орган; этого человека он называл своим ослом и очень дорожил им. Коммод сделал его богатым и поставил во главе жрецов сельского Геркулеса. В бане он мылся по семи и восьми раз в день и в бане же принимал пищу. Даже шутки его были под стать необузданному характеру. Часто в дорогие кушанья он подмешивал человеческий кал и таким образом смеялся над гостями. Префекту претории Юлиану он приказал плясать голым с измазанным лицом перед своими наложницами и бить в кимвалы (Лампридий: «Коммод Антонин»; 5, 10, II). Между тем, позволив Коммоду заниматься удовольствиями и попойками, Переннис постепенно приобрел такую силу, что все управление государством оказалось у него в руках. Влияние свое он всецело использовал в корыстных целях и первом делом начал клеветать на самых достойных из друзей и сподвижников Марка Аврелия. Успеху его козней много способствовал и заговор против императора, раскрытый как раз в это время (Геродиан: 1; 8). Во главе заговорщиков стояла сестра принцепса Луцилла, а убить Коммода должен был близкий к нему человек, Клавдий Помпеян. Но войдя к Коммоду с обнаженным мечом и имея возможность действовать, он выкрикнул: «Этот кинжал посылает тебе сенат». Этим он только выдал существование замысла, но не выполнил дела, так как был в ту же минуту обезоружен (Лампридий: «Коммод Антонин»; 4). Это покушение стало первой и главной причиной ненависти юноши к сенату; сказанное ранило его душу, и он стал считать всех сенаторов врагами, постоянно помня о речи напавшего на него. Коммод беспощадно казнил всех, кто состоял в заговоре, а также и многих попавших под подозрение (Геродиан: 1; 8).

Луциллу он сначала отправил на Капри, а потом велел умертвить. Впрочем, Переннис ненадолго пережил своих врагов. Вскоре он был обвинен в подготовке покушения на жизнь императора и казнен вместе со своим сыном. С кончиной обоих вскрылись многочисленные злоупотребления, творимые ими якобы волей императора. Коммод отменил многие распоряжения своего прежнего фаворита и даже объявил о своем намерении лично заняться государственными делами. Но в таком настроении он пробыл не более месяца, а потом все пошло по-старому. Место Пе-ренниса занял вольноотпущенник Клеандр (Лампридий: «Коммод Антонин»; 4, 6). Он достиг такой чести и могущества, что ему были доверены личная охрана, заведование опочивальней государя и командование войсками (Геродиан: 1; 12). Произволу этого временщика не было никаких границ. По его усмотрению даже вольноотпущенников выбирали в сенат и причисляли к патрициям. Тогда впервые в один год было двадцать пять консулов, и все провинции были проданы. Клеандр продавал за деньги всех возвращенных из изгнания удостаивал почетных должностей, отменял решение суда. Все, кто пытался раскрыть Коммоду глаза на злоупотребления Клеандра, немедленно подвергались опале. Коммод велел казнить даже мужа своей сестры Бирра, причем вместе с ним было умерщвлено много других лиц, защищавших его. Среди жертв оказался также префект претория Эбуниан. Вместо него Клеандр сам стал префектом (Лампридий: «Ком-мод Антонин»; 6). Но и этого самовластца в конце концов постигла расплата. В 189 г. Клеандр скупил в огромном количестве хлеб и держал его под замком, чем вызвал голод в столице. Коммод тем временем настолько отошел от дел государства, что ничего об этом не знал. Когда же толпа народа двинулась к его дворцу, чтобы принести жалобу на Клеандра, на нее были пущены войска. В результате на улицах города разыгралось настоящее сражение между разъяренной чернью и всадниками. Только тогда Коммоду осмелились донести о происходящем, и он распорядился немедленно казнить Клеандра. Когда голову ненавистного вольноотпущенника показали римлянам, волнения улеглись сами собой (Геродиан: 1; 12—13). Тогда же были убиты и другие придворные вольноотпущенники, ставленники Клеандра. Между прочим выяснилось и то, что Клеандр вступал в связь с наложницами Коммода и имел от них детей, которые после его гибели были убиты вместе со своими матерями (Лампридий: «Коммод Антонин»; 7). Испытав столь великие опасности, Коммод стал относиться с недоверием ко всем, беспощадно убивая и легко веря всем наветам. В поведении ввв~ ем он вскоре откинул всякий стыд и раскрыл перед римлянами всю безмерную пропасть своей разнузданности. Прежде всего, он велел именовать себя не Коммодом, но Геркулесом, сняв римское и императорское одеяние, натягивал на себя львиную шкуру и носил в руках дубину. Этой дубиной он убил несколько человек, одних в припадке гнева, других — просто в шутку (Лампридий: «Коммод Антонин»; 9). Иногда он надевал пурпурную златотканую одежду, так что стал смешным, подражая одновременно своим внешним видом и расточительству женщин, и силе героев. Изменил он и названия месяцев года, отменив древние и назвав все месяцы своими собственными названиями (Геродиан: 1; 13— 14). Август стал именоваться коммодом, сентябрь — геркулесом, октябрь — непобедимым, ноябрь — преодолевающим, декабрь — амазонским. Амазонским он был назван в честь любимой наложницы императора Марции, портретом которой в виде амазонки он любовался (Лампридий: «Коммод Антонин»; II). Он поставил и свои статуи по всему городу и даже против здания сената статую с натянутым луком — он хотел, чтобы и его изображение грозило ужасом. Эту статую сенат после его смерти убрал и воздвиг изображение свободы. Не сдерживая себя, он опустился наконец до того, что стал обнаженным участвовать в публичных зрелищах, как простой гладиатор. Он даже пожелал переселиться из дворца в казарму гладиаторов и себя именовал уже не Геркулесом, но именем одного знаменитого, незадолго до этого скончавшегося гладиатора. Он велел отрубить голову величайшей статуи, почитаемой римлянами как изображение солнца, и поместил на ее место свою голову, подписав на основании вместо обычных императорских прозваний «победивший тысячу гладиаторов» (Геродиан: 1; 15). В самом деле, он победил или убил столько ретиариев, что количество гладиаторских пальмовых ветвей доходило у него до тысячи (Лампридий: «Ком-мод Антонин»; 12). Впрочем, это было и не удивительно, так как все подавались ему, думая о нем как о государе, а не как о гладиаторе (Геродиан: 1; 15). Часто он убивал своьх противников под видом оборонительной битвы, в то время как У не:го самого было оружие, снабженное свинцовым острием. После того как он уже многих заколол тающ образом, некий гладиатор по имени Сцева, полагаясь на свою смелость, физическую силу и выучку, отпугнул его от таких упражнений: он отбросил меч, признав его бесполезным и сказав, что достаточно для двоих того оружия,. которым был вооружен сам Ком-мод,. А тот испугался, как бы он не выхватил у него в бою кинжал — что бывает, — и отпустил Сцеву. С тех пор он стал опасаться и других борцов и обратил свою ярость против диких зверей (Виктор: «О Цезарях»; 18). Он устраивал грандиозные зрелища, дав обещание собственной рукой убить всех зверей. Модва об этом распространилась, и со всей Италии и из соседних провинций съезжались люди, чтобы посмотреть на то, чего они раньше не видали и о чем не слыхали. Тосковали о меткости его руки и о том, что он бросал копье и пускал стрелу, не зная промахов. При нем были обучавшие его чрезвычайно опытные в стрельбе из лука парфяне и лучшие метатели копья мавританцы — их всех он превосходил ловкостью. Когда же наступили дни зрелищ, амфитеатр наполнился; для Коммода была устроена ограда в виде кольца, чтобы он не подвергался опасности, сражаясь со зверями лицом к лицу; бросая копье сверху, из безопасного места, он выказывал больше меткости, нежели мужества. Он поражал оленей и газелей и других рогатых животных, какие еще есть, кроме быков, бегая вместе с ними и преследуя их, опережая их бег и убивая их ловкими ударами; львов же и леопардов и других благородных зверей он, обегая вокруг, убивал копьем сверху. И никто не увидел ни второго дротика, ни другой раны, кроме смертоносной; как только животное выскакивало, он наносил удар в лоб или в сердце и ни разу его дротик не попадал в другую часть тела. Отовсюду для него привозили животных, и, убивая, он показал римлянам всех животных, дотоле неизвестных, из Индии и Эфиопии, из южных И северных земель. Все поражались меткости его руки. Как-то, взяв стрелы, наконечники которых имели вид полумесяца, он стал выпускать их в мавританских страусов, мчавшихся благодаря быстроте ног и изгибу крыльев с необыкновенной скоростью. Он обезглавливал их, перерезая верхнюю часть шеи; даже лишенные голов из-за стремительности стрел, они продолжали бежать вокруг, будто с ними ничего не случилось. Когда однажды леопард в своем чрезвычайно быстром беге настиг выпустившего его человека и готовился укусить его, Коммод, опередив его своим дротиком, зверя убил, а человека спас. В другой раз из подземелий была одновременно выпущена сотня львов, и он убил их всех таким же количеством дротиков — трупы их лежали долго, так что все спокойно пересчитали их и не увидели ни одного лишнего дротика (Геродиан: 1; 15). При избиении зверей он проявлял необыкновенную силу, пронзая пикой насквозь слона, прокалывая рогатиной рог дикой нумидийской козы и убивая с первого удара много тысяч громадных зверей.

Но если во всем этом он был достаточно силен, то в остальном оказывался слаб и немощен. У него была большая опухоль в паху, и римский народ замечал этот его недостаток сквозь шелковые одежды. Лень и небрежность его доходили до того, что на многих прошениях он писал одно и то же, а почти все его письма ограничивались единственной фразой: «Будь здоров». Все же остальные государственные дела делались другими с великими злоупотреблениями (Лампридий: «Коммод Антонин»; 13).

Погиб Коммод в 192 г. в результате заговора, который составили против него ближайшие к нему люди. Говорят, что поссорившись со своей любовницей Марцией, он составил список тех, кого хотел казнить той же ночью. Кроме Марции и еще нескольких известных людей, в него внесены были Лет, префект претория, и Эклект, императорский спальник. Но случилось так, что Филокоммод, маленький мальчик, с которым император любил возиться и спать, играя, вытащил этот список из кабинета Коммода. Таким образом, он попал в руки Марции, а она показала его Лету и Эклекту. Хотя эта история и кажется не очень правдоподобной, она вполне вероятна; во всяком случае несомненно, что именно эти трое задумали умертвить принцепса и осуществили свой замысел. Когда Коммод после бани пришел к Марции, она напоила его отравленным вином. Сначала яд подействовал усыпляюще, но потом у Коммода началась сильная рвота (Геродиан: 1; 17). Заговорщики испугались, что после этого сила яда окажется недостаточной и император догадается о покушении. Тогда они подослали к нему вольноотпущенника Нарцисса, мастера натираний. Как бы занимаясь своим искусством, тот надавил Коммоду локтем на горло и таким образом задушил его (Виктор: «О Цезарях»; 17). И сенат, и народ восприняли весть о смерти Коммода с величайшим ликованием. Было даже принято постановление бросить его труп в Тибр. Но новый императора Пертинакс не разрешил такого кощунства, и тело Коммода погребли в усыпальнице Адриана (Лампридий: «Коммод Антонин»; 17).

Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия. Константин Рыжов. Москва, 2001 г.

No comments: